Мотивы садовой архитектуры. Садовые павильоны. Часть 4

Мотивы садовых павильонов

Листы 19 и 20.

Бетонный, из пустотелых бетонных камней, павильон (Лист 19. Рис. № 1). Может быть использован как беседка, сторожка, общественная уборная или сарайчик для складывания садовых инструментов. Крыша черепичная. Портик – колонны и фронтон над ними – из набивного бетона, то же самое и лестница. При условии нежилого помещения толщина камней (а, следовательно, и стен) достаточна в 10 д., при жилом –  необходима толщина не менее 14 дюйм.

№ 2. Кирпичная, оштукатуренная сторожка (в плане квадратная). При ней может быть также чулан для садовых инструментов. Если павильон назначается для сторожа, толщина кирпичных стен необходима в 15 вершков (т. е. в 2½ кирпича), если же здание служит – как павильон, беседка и т. п., то толщину стен достаточно сделать в два или даже в полтора кирпича. Крыша оцинкованного железа. Эта же сторожка может быть поставлена над буровой скважиной – артезианским колодцем, – снабжена насосом и служить для общественных целей.

№ 3. Мотивы обработки родника или ключа, бьющего наружу на склоне горы или оврага. Мотив представляет из себя колоннаду со скамьей внизу, посередине выдается более возвышенная часть, представляющая монумент, в который и проведен родник или ключ; вода стекает в небольшой бассейн, из которого излишек ее может быть отведен в овраг или канаву. Все сооружение может быть исполнено из имеющегося под руками материала, будь то известковый плитняк, гранить, мрамор, а за неимением подобного материала можно заменить и бетоном.

№ 4. Мотив для обработки родника, несколько другого типа. Эта же обработка годится и для колодца, если с задней стороны приделать насос, чтобы накачивать воду. Материал тот же, что и в предыдущем случае.

№ 5. Мотив пограничного столба из гранита или плитняка. Можно исполнить его и из бетона, поместив внутрь четыре железных прута, как это объяснено подробно при описании бетонных садовых оград.

№ 6. Мотив для колодца, или родника, в более простой обработке из простых даже нетесаных камней дикаря, или плитняка.

Лист 20. № 7. Павильон – эстрада для оркестра. Направо помещен план, а налево разрез. То и другое уменьшено против фасада в четыре раза. Как видно из плана, позади эстрады, имеющей полукруглую форму, находятся два помещения для хранения инструментов и для музыкантов. Постамент обшит тесом, из которого нашиты и филенки.

№ 8. Мотив деревянной обработки обыкновенного колодца. Средняя часть, отворяющаяся на две половинки, а чтобы вода не тухла, дверцы сделаны не сплошные, а сквозные, на манер оконных жалюзи. Постамент обшит вагонкой.

№ 9. Мотив наружной обработки колодца финляндского типа. Постамент обшит вагонкой, средняя часть, кверху суживающаяся, обшита тесом в накладку, а верхняя под крышкой снабжена решеткой для вентиляции. Сбоку имеется ручка для накачивания воды, которая и стекает по лотку (виден спереди). С одной из сторон делаются дверцы на всякий случай.

Источник: Мотивы садовой архитектуры. Составитель В.Л. Стори. Издательство П.П. Сойкина, Спб, 1911 год