Архитектура древнего мира. Зарождение зодчества. Часть 4.

К числу ранних каменных жилищ эпохи неолита в Европе относятся также круглые, овальные и прямоугольные в плане дома в бассейне Эгейского моря.

Наиболее древний круглый дом был об­наружен в Орхомене (Беотия); его диаметр достигал 6 м. Нижняя часть его стен (тол­щиной 1 м) была сложена из мелкого камня на глиняном растворе, верхняя – из кирпича-сырца. Перекрыт он был, вероятно, куполом. В домах позднего периода одна из стен была прямой, благодаря чему в плане образовывался вытянутый полуовал. Прямоугольные дома в Орхомене появи­лись лишь вместе с орудиями из бронзы.

Бронзовый век охватывает III и II ты­сячелетия до н. э., но он не сразу распро­странился по всему земному шару. И когда во всем Эгейском мире, Египте, Двуречье, Сирии, Китае и Индии уже наступил рас­цвет рабовладельческого общества, в боль­шинстве европейских и азиатских стран еще сохранялся первобытнообщинный строй.

Начавшееся еще в позднем неолите из­менение климата, становившегося все более сухим, привело к тому, что леса на значи­тельном пространстве уступили место сте­пям. Благодаря этому ускорилось развитие скотоводства и сельское хозяйство распро­странилось на области, занятые ранее не­многочисленными общинами охотников и рыболовов.

С ростом скотоводства существенно из­менился и характер земледелия, которое из мотыжного стало пашенным, плужным, ос­нованным на применении в качестве тягло­вой силы скота.

К концу бронзового века в Европе сло­жился патриархально-родовой строй. Воз­никли развитый культ предков и сложная обрядность, которые повели к созданию культовых сооружений типа кургана, кромлеха и ряда мегалитических соору­жений.

Остановимся в этой связи на Древней Африке.

Свидетельством относительно высокой культуры Южной Африки может служить, в частности, тот факт, что мумифицирова­ние (как это установил известный итальян­ский ученый Фабрицио Мори) практикова­лось гораздо раньше, чем в древнейший пе­риод развития культуры на территории до­лины реки Нила.

Возвращаясь к бронзовому веку, отме­тим, что для начала этой эпохи в Средней Европе были характерны два типа жилищ, составлявших небольшие поселения: выры­тые в лёссе круглые в плане, ульевидные в разрезе дома и наземные прямоугольные в плане дома с плетневыми стенами, обма­занными глиной.

В Бретани в этот период также сущест­вовали свои два типа жилищ: выкопанные в земле, покрытые коническими крышами, и наземные круглые со стенами, выложен­ными из камня. Рядом с поселением, со­стоявшим из таких домов, устраивалась ограда для загона скота. Жители такого поселка занимались разведением скота и выращиванием злаков.

На территории современной юго-восточ­ной Испании жилые дома иногда имели два этажа, а поселения были окружены высо­кими каменными стенами.

Широкое распространение в бронзовом веке получили свайные постройки, италий­ской разновидностью которых были так на­зываемые террамары – деревянные срубы, заполненные камнями и глиной, на которых устраивали помосты, служившие основа­нием для обычно круглых в плане хижин.

Существенно изменили к этому времени свой характер и трипольские поселения. В связи с развитием скотоводства исчезли крупные большесемейные наземные по­стройки, их заменили небольшие глинобит­ные домики и полуземлянки.

Во II тысячелетии до н. э. здесь уже почти не встречается типичной для более ранней трипольской культуры расписной ке­рамики. Она становится одноцветной. Рас­пространяется керамика со шнуровым ор­наментом, с оттиском веревки на поверх­ности изделия. Все чаще встречаются при раскопках пряслица, что говорит о разви­тии прядения и ткачества. Изредка встре­чаются изделия из железа.

В самом конце энеолита и в бронзовом веке появились укрепленные поселения, по­лучившие позднее, в начале железного века, более широкое распространение, так как войны стали постоянным явлением.

Особого внимания заслуживают срубные сооружения этого времени (вторая поло­вина II тысячелетия до н. э. и начало I ты­сячелетия). Сюда относятся курганы, о ко­торых мы уже упоминали как о сооруже­ниях мемориального характера. Как и обычно, в истории развития мемориальных сооружений, их прообразом служили жи­лые постройки, в данном случае – рубле­ный жилой дом.

Прежде всего, в земле вырывалась боль­шая прямоугольная в плане яма, затем в ней сооружали сруб с деревянным полом. В этом срубе устанавливали еще один бре­венчатый ящик, который и служил погре­бальной камерой. Пространство между обе­ими камерами иногда заполняли камнями. Затем их перекрывали двумя накатами бревен и, покрыв берестой и корой, засы­пали землей, которая образовывала холм. На вершину этого холма набрасывали ка­мень.

Деревянное ядро этих сооружений – сруб… их сле­дует считать первым шагом на пути к соз­данию наземной рубленой бревенчатой по­стройки, обязанной своим появлением ме­таллическому топору, но еще не доведенной в конструктивном отношении до техники многообразных современных врубок. Срубное жилище было распространено также у прибалтийских, финских и тюркских племен.

В век бронзы достигли своего наивыс­шего развития и сооружения из огромных камней, появившиеся еще в неолите, так называемые мегалиты: менгиры, дольме­ны, алиньеманы, крытые проходы, кром­лехи и т. п.

Все виды этих сооружений обычно свя­зывают с тем или иным культом почитания предков (менгир, дольмен), огня или солн­ца (кромлех), тотема (бетиль) и т. д.

Мегалитические сооружения нашли очень широкое распространение почти повсеместно. Факт почти повсеместного распростра­нения этого типа сооружений указывает на то, что они служили выражением идей, ко­торые были общими для всех людей этой эпохи, независимо от их географического местонахождения.

Не случайно эти камни имели огромный (особенно для подъемной техники того вре­мени) вес и размеры. Если иметь в виду их историческую взаимосвязь с более позд­ними сооружениями, обладающими чертами архитектуры, то менгир – это надгробный памятник или монумент, … доль­мен – это склеп, простейшая гробница, или саркофаг, а кромлех в Стонхендже – это уже храм, хотя и весьма примитивный.

В последнем типе мы имеем основание видеть сооружение, в котором техническая задача не только нашла определенный вид решения, но и получила определенное эсте­тическое воплощение, свидетельствующее об овладении строителями чувством простран­ства, ритма, пропорций, масштаба и формы.

Но и кромлех в Стонхендже – еще не сложившееся архитектурное сооружение, хотя и имеющее уже некоторые указанные нами его признаки. Он слишком массивен, его вертикали тяжелы по отношению к горизонталям. Техничность образа здесь преобладает над его художественностью, как и во всех без исключения других соору­жениях, предшествовавших созданию кром­леха: землянках, полуземлянках, шалашах, наземных глинобитных и других сооруже­ниях, имевших лишь сугубо утилитарное назначение.

На усовершенствовании строительно­-технических форм не могло не сказаться усовершенствование самих орудий труда, которые именно в это время становились и более прочными, и более острыми, и бо­лее удобными, благодаря чему и обрабаты­ваемый ими материал также становился ме­нее грубым, более красивым.

Усовершенствованные железные орудия, развитая обработка металлов, переходящая в художественное ремесло, поднятие общего уровня материального, а вместе с тем и ду­ховного производства…, вот что дало возможность появиться цивилизации.

Достижения этой первобыт­ной цивилизации позволили древнему стро­ителю подняться на более высокую ступень в достижении художественного качества своих построек.

Так из решения чисто технической (кон­структивно-строительной) задачи и после­дующего эстетического осмысления строи­тельных конструкций и их деталей, а также придания созданному с их помощью соору­жению определенного идейного содержания возникло художественно-техническое строи­тельство, способное удовлетворять не только утилитарные, но и духовные потребности людей, – архитектура.

Более полное и всестороннее рассмотре­ние путей, по которым пошли строительство и рожденная им архитектура, вступив во вторую общественно-экономическую форма­цию – рабовладельческое общество, состав­ляет содержание последующих глав…

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970