Стилевые особенности египетских колонн

Сечение ствола египетской колонны бы­ло круглым или состояло из нескольких полукружий (прием, обратный каннелюре). Соответственно круглому стеблю цветка ло­тоса и угловатому папируса сечения состо­яли из полукруглых выпуклостей или имели острые выпуклые ребра. «Связок» чаще все­го было восемь. Известна колонна с тремя ребрами (Саккара).

По горизонтали ствол обычно пересе­чен орнаментальными полосами или объем­ными жгутами, связывающими пучки стеб­лей, также объемные в этом случае (Лук­сор).

Пропорции колонны, включая капитель, были относительно тяжелы; их развитие исторически шло от стройных форм к мас­сивным, хотя эта тенденция и не всегда проявлялась последовательно. В Абусире высота колонны равна 6-7 наибольшим диаметрам, в Карнаке – 6 и 5 диаметрам (обе колонны – в гипостильном зале), в Луксоре-около 5,5 диаметра, в Мединет-Абу – от 3,75 до 4,25 диаметра.

Ствол большинства колонн сужается кверху, причем многие колонны имеют су­жение около базы.

Низ колонны в большинстве случаев об­работан прямоугольным или криволинейным орнаментом, имитирующим листья.

Капители были двух основных типов – закрытый бутон и раскрывшаяся чашеч­ка цветка. Над капителями имелась абака, равная по толщине архитравной балке, т. е. приблизительно величине верхнего диамет­ра колонны.

Капитель в виде бутона расширялась внизу, у основания, и постепенно сужалась кверху, вписываясь в квадрат абаки. Капи­тель в виде чашечки расширялась внизу аналогично бутону и сильно раскрывалась наверху, переходя в тонкое ребро (верхний диаметр колонны). Абака сохраняла раз­мер толщины архитрава и потому станови­лась почти вдвое уже верхнего круга капи­тели. Тонкое и ломкое верхнее ребро капители не нагружалось и имело исключитель­но декоративное назначение.

Колокол или бутон имел гладкую, прос­тую форму. Капитель была круглой в плане (Карнак), граненой (пальмовидная капи­тель) или состояла из ряда полукруглых жгутов (Луксор). Капители Нового царства почти не имели рельефа. Обработка капи­тели сводилась к убранству, обычно ими­тирующему листья растений.

Объемные формы капителей были про­стыми и крупными. Только в эллинистиче­ский период в Египте в сложных капителях появились скульптурная расчлененность и мелкие объемные формы.

Высота капители по отношению к высо­те всей колонны была сравнительно велика (для ионического ордера Греции она со­ставляет около 1/15, для коринфского – 1/8, в Абусире – 1/4.4 – 1/4, в Карнаке – 1/3,25 – 1/5,3,  вМединет-Абу – около 1/3,5,в Луксоре – около 1/3и в Дендера колонны гипостильного зала – около 1/2 вы­соты, т. е. в последнем случае высота ка­пители почти равна высоте ствола).

База представляла собой плоский диск, по большей части без резьбы, покрывавший ствол колонны. Диск имел вертикальный или наклонный срез (с расширением книзу). Иногда срезу придавали форму окружности. База во многих случаях была очень мас­сивной, ее диаметр достигал 2 диаметров колонны.

Для шага колонн чаще всего применял­ся метрический ряд с равными, относительно узкими интерколумниями. Но от этого приема было много отступлений. В первом дворе Луксорского храма при переходе с боковой стороны на фасадную шаг колонн меняется, сохраняя пропорции ордера. Час­то средний входной интерколумний был ши­ре остальных (Эдфу, Хонсу и др.).

Для Нового царства характерно объе­динение колонн нескольких типов в одном помещении. В гипостильных залах средние ряды колонн были выше других и капите­ли их отличались по форме: в центре – раскрытый цветок, по краям – бутоны. Шаг средних колонн не совпадал с шагом крайних.

В колоннадах позднего периода форма капителей иногда симметрично изменялась. В Эдфу в пределах половины фасада пе­реднего зала и двора капители были все различны по форме и высоте, но симметри­чно повторялись на другой половине фаса­да; иногда же, как в колоннаде перед боль­шим пилоном на острове Филе, все капите­ли ряда были различны.

Все изменения, происходившие в раз­ные периоды в элементах ордера, в основ­ном относятся к колонне. Антаблемент сравнительно рано получил установившую­ся форму. В Древнем и Среднем царствах он состоял из архитравной балки и поло­женной горизонтально выносной прямо­угольной плиты; иногда применялись кон­соли. В Новом царстве и позже антабле­мент состоял из архитравной балки и боль­шой выкружки со сравнительно тонким по­лувалом под ней. Сочетание выкружки с полувалом, появившееся еще в Древнем царстве, позже стало применяться для вен­чания всех форм в египетском зодчестве: наличников дверей, завершения стены, пи­лона, антаблемента колоннады и др. Фор­мы антаблемента и карниза в искусстве позднего времени оставались неизменными.

В композиции фасадов чаще всего при­бегали к приему обрамления. Входящий в состав антаблемента вал не изменялся в своем сечении при переходе с горизонталь­ных частей на вертикальные. Разделение на несущие и несомые элементы не соблю­далось, оно было обязательным только в интерьерах зданий и в свободно стоящих колоннадах. Но в фасадах позднего време­ни преобладала стена, и антаблемент, теряя свою тектоническую четкость, сливался с боковыми отрезками стен.

Высота антаблемента составляла от 1/4,5 до 1/5 высоты всего ордера (или зда­ния), причем в колоннадах это отношение редко выходило за указанные пределы. Вы­сота верхней карнизной выкружки состав­ляла обычно от 1/3 до 1/2высоты антабле­мента. Однако в построении пропорций карниза и деталей не применялись модуль­ные и канонические отношения: в зависи­мости от размещения деталей и их значе­ния в облике здания они претерпевали зна­чительные отклонения от условий средней нормы. Увеличение размеров здания не вызывало пропорционального увеличения деталей. Египетская архитектура основана на масштабности; в связи с этим огромный пилон иногда увенчивался непропорциональ­но малым карнизом (Луксор), подчерки­вающим его величину, а центральный пор­тал этого пилона получал огромный, тя­желый карниз. Тем не менее модульность, в смысле кратности всех размеров по отно­шению к исходной единице построения, слу­жила одним из приемов определения основ­ных размеров здания. Правда, ее примене­ние было ограничено определенным време­нем. (Жилая архитектура Египта, извест­ная лишь по фрагментам, из нашего ана­лиза исключена).

Следует отметить ряд прогрессивных элементов в египетской архитектуре, имевших значение в дальнейшем развитии ми­ровой архитектуры. К ним должны быть отнесены:

1. большие ансамблевые композиции;

2. разработка проблемы монументаль­ности;

3. сильное развитие в композиции про­дольной оси с использованием эффектов перспективы и освещения;

4. перистильный двор (в храме и жи­лом доме);

5. базиликальный разрез (там же);

6. ордерная система;

7. разработка системы пропорциональ­ной закономерности;

8. использование стенной поверхности как основного мотива художественного об­раза сооружения, ставшего впоследствии характерным для архитектуры Востока (с одновременным использованием в интерье­ре колоннад);

9. появление (в период Среднего царст­ва) небольших, интимных храмов, близких по форме к периптеру, обнесенных с трех сторон открытыми портиками;

10. синтез искусств, с полным подчине­нием живописи и скульптуры архитектуре.

1. Изображение деревянных колонок (Древнее Царство)

2. Композитная колонна. (Эллинистический Египет)

3. Столб-пилястра (Новое царство)

4, 5. Оссирический столб (Новое Царство)

6,7. Столб-колонна (Среднее Царство)

8. Хатхорическакя колонна (Эллинистический Египет)

9. Пальмовидная колонна (Древнее Царство)

10. Сложная хатхорическая колонна (Поздний Египет)

11. Многогранная колонна (Новое Царство)

12. Лотосовидная колонна (Среднее Царство)

13, 14, 15, 16. Папирусовидные колонны (Новое Царство)

Источник:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970