Основные этапы развития древнегреческой архитектуры

В развитии античной греческой архитек­туры можно установить следующие основ­ные периоды:

а) эпоха зарождения эллинского зодче­ства (от XII до середины VIII в. до н. э.). Первые четыре с половиной века этого огромного периода часто именуются «гоме­ровской» эпохой, поскольку гомеровский эпос является главным и ценнейшим источ­ником наших познаний о древнейшей куль­туре античной Греции. Это – время разло­жения родового строя и возникновения ран­них классовых отношений, которые приво­дят в Vlll- VII вв. до н. э. к формирова­нию античного рабовладельческого государ­ства. Эпос и дошедшие до нас памятники материальной культуры свидетельствуют, с одной стороны, о прочных и живучих тра­дициях предшествующей эгейской культуры, с дру­гой – о зарождении новых и самобытных черт, характерных для дальнейшего разви­тия греческой культуры.

Для строительства этого времени харак­терны сооружения из дерева (с примене­нием металлических обшивок) и сырцового кирпича. К концу периода появляется обо­жженная глиняная черепица. Помимо жи­лых домов в эту эпоху возводятся и пер­вые греческие храмы;

б) архаический период (VIII – начало в., 480 – с гг. до н. э.), в который за­вершается переход от родового общества к классовому и окончательно складывается античное рабовладельческое государство – полис. Разделение труда – не только между основными классами, но и между ремес­лом и сельским хозяйством – приводит к развитию городов, становящихся центрами полисов, т. е. городских рабовладельче­ских общин или античных городов-государств.

В начале этого периода продолжает гос­подствовать дерево-сырцовая техника, соче­таясь теперь в храмовом зодчестве с широ­ким применением терракотовых облицовок, сменивших медные обшивки. Позднее она сохраняет свое значение в жилищном строительстве, тогда как в строительстве обще­ственных зданий с конца VU в. до и. э. все шире применяется камень (известняк и к концу периода мрамор). Это – время возникновения монументального зодчества, ко­гда формируются различные типы храмов и других общественных зданий, а вместе v.- ними и основные варианты греческих архи­тектурных ордеров. Локальные особенности архитектуры различных областей греческо­го мира постепенно сглаживаются и скла­дываются типически обобщенные архитек­турные образы различных видов сооруже­ний;

в) классический период 1480 – 400 гг. до н. э. Это – время, когда после победо­носных греко-персидских войн в восточной части Средиземноморья и победы городов Великой Греции над Карфагеном в грече­ском мире наступает период высокого эко­номического и культурного подъема. Веду­щее место во всех областях общественной жизни принадлежит в эту пору Афинам, где в период правления Перикла достигает своего наивысшего расцвета рабовладельческая демократия, а вместе с нею – искусство и архитектура.

Полное освоение широчайших выразительных  возможностей ордеровприводит к небывалому до того многообразию и идейно-художественной  содержательности архитектурных образов, придающих яркую индивидуальность каждому общественному сооружению. В архитектуре отдельных по­строек можно теперь проследить и личный  почерк создавшего их профессионала – ар­хитектора. Используя различные варианты ордеров как элементы единого архитектур­ного языка, мастера Аттики стремятся создать всеэллинский стиль. В Афинах впер­вые складывается теория градостроитель­ства, включающая не только регулярную планировку улиц, но н планомерную за­стройку кварталов.  Эта теория реализуется при строительстве нескольких новых горо­дов. Складывается развитый тип греческого жилого дома, включающий иногда пол­ностью окруженный портиками перистильный дворик. Появляются первые открытые каменные театры,  одейоны (залы для музыки) и новые формы зданий для больших собраний. Создаются замечательные новые и завершаются старые архитектурные ан­самбли в больших городах и всеэллинских святилищах;

г) IV век до н.э. – время обострения внутренних противоречил в греческом рабовладельческом обществе, вступающем в на­чальную фазу разложения городов-государств.  В строительстве этой эпохи ведущая роль переходит от Афин к центрам Пелопоннеса и Малой Азии. С упадком полиса храмы теряют свое исключительное место в зодчестве. Развивается архитектура свет­ских и жилых зданий Зодчие чаще стремятся не к монументальности, но к изяще­ству своих произведений. Дорический ордер уступает ведущую роль ионическому и по­явившемуся еще в V в. до н.э.коринфско­му ордеру;

д) эпоха эллинизма (330-е гг. – I в. до н.э.) – время распада старых форм гре­ческой государственности и возникновения греко-восточных монархий, а также эллин­ской экспансии, направленной на восток.

В Малой Азии и в Египте создается рядновых городов, которые становятся глав­ными центрами торговой, культурной и ху­дожественной жизни. Культура эллинизма носит не собственно эллинский, а греко-вос­точный характер. В зодчество проникают элементы, порожденные художественным творчеством стран Востока. Архитектурные ордера варьируются часто только с декора­тивной целью, теряя в таких случаях бы­лую лаконичность и монументальность Вместе с тем создаются большие городские ансамбли, включающие некоторые новые типы архитектурных сооружений как деко­ративного, так и утилитарного характера, возводившиеся на основе значительного прогресса строительной техники и инженерии. Храм утрачивает роль ведущего архи­тектурного типа, на его место выступают светские общественные здания и жилые до­ма. В интерьере и в архитектуре городских ансамблей теперь широко применяются ко­лоннады, в частности перистили –  колонна­ды, окружающие дворы и площади.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 2. Издательство литературы по строительству. Москва. 1973