Сокровищница афинян в Дельфах

Материалом его послужил мрамор, сходный с тем,  из которого позднее были сооружены главные постройки Афинского акрополя. Стены сложены изтщательно пригнанных квадров. Стройные, широко поставленные колонны портика по пропорциям близки к классическим (5,4 D). Интерколумний составляет 1,9  диаметра колонны. Кривая эхина, подчеркнутого четырьмя ремешками, упруга и гармонична. Триглифный фриз обходит все здание, украшая не только фа­сад, но и гладкие боковые степы.
Здание было восстановлено впервые в 1893-1894 гг. французским архитектором Репля, причем были разысканы и собраны почти все составлявшие его квадры. После внимательного изучения оказалось возмож­ным установить их места в кладке главным образом по испещрявшим стены надписям, в которых заключались объявляемые для общего сведения государственные акты Афин, а также и гимны в честь Аполлона (текст и ноты). При реставрации в кладке западном стены был обнаружен необычный для этой эпохи дефект строительной тех­ники: вертикальные швы многих камней шли без перевязки.
Скульптурные украшения фронтона по­чти полностью исчезли, но на метопах они в большинстве своем уцелели. Здесь изо­бражены подвиги Тезея и Геракла.
Постройке было отведено одно из наи­более эффектных мест у священной дороги, зигзагообразное расположение которой не только отвечало крутизне склона, но также помогало наилучшим образом использовать небольшое пространство святилища, прод­лив время, необходимое посетителю для подъема на главную террасу, и показав ему по дороге все сооружения в самых раз­личных аспектах.
Сокровищница стоит на приподнятой на три ступени треугольной в плане террасе. Она обращена к дороге своей боковой южной стеной, что вызывало необходимость  тщательной отделки кладки и, вероятно, натолкнуло на мысль украсить ее поверху триглифным фризом. Главный фасад открывался уже на самом близком расстоя­нии (около 5 м).После нескольких обильно украшенных скульптурой сокровищниц ионического ордера, которые паломник только что миновал на первом отрезке дороги, появлялись строгие и гармоничные формы небольшого сооружения афинян. Оно вырисовывалось на фоне мощной подпорной стены полигональной кладки, и должно было про­изводить особенно сильное впечатление.
Последним сооружением архаической эпохи, возведенным почти перед самым нашествием персов, является храм Афины Афайи из острове Эгине.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 2. Издательство литературы по строительству. Москва. 1973
 
 
Google