Как хотели перестроить Львов гитлеровские архитекторы в 1940-х годах

На захваченных территориях немецкие власти намеревались проводить, а в действительности, скорее, декларировали, целенаправленную градостроительную политику, однозначно подчиненную нацистской идеологии «превосходства арийской власти» над славянами.
Образцом для немецких урбанистов был план перестройки центра Берлина 1942 года, согласно которому, предполагалось формирование многокилометровой парадной оси, завершенной триумфальной аркой на юге города и гигантским куполом «Большого зала» на севере. Купол завершался орлом со свастикой, что должно было символизировать покорение земного шара третьим рейхом.
В 1943 было создано «Управление реконструкции немецких городов», градостроительными принципами которого декларировалось «больше бережливости, чем полета художественных идей, организация транспортного движения, во избежание транспортного паралича, индустриальное строительство жилья, обновление старых городов и возведение объектов обслуживания в центрах городов».
Тогдашние немецкие градостроители большое значение придавали проблеме формирования ансамбля города, в целом, и его центра, в частности. В ансамбле центра особое внимание обращали на главный комплекс-доминанту, т.н. «Корону города».
По оценкам немецких урбанистов, во Львовском регионе были возможности развития соляной и текстильной промышленности и металлообработки. В самом Львове, промышленность должна была быть расположена на периферии города, а центральную часть необходимо было заполнить различными учреждениями обслуживания.
Возможно, что эти факторы послужили для немецких властей основанием к значительному увеличению, более чем в три раза, городской территории в 1942 путем присоединения ко Львову города Винники и двадцати сельских поселений. Территория города выросла до 26 000 гектаров и была разделена на 11 районов.

Аэрофотосъемка Львова немецкими операторами (1941 -1944 гг.)
Следом, потребовалась комплексная перестройка городской инфраструктуры, в соответствии с современного цивилизационного уровня, под этим понималось, что «… все нужно преобразовать так, как это существует в немецких городах», поскольку во Львове «… немецкого наследия больше, чем это известно большинству немцев и славян»
Основой новой пространственной организации города должна была стать реконструированная уличная сеть, поскольку существующая сеть улиц не позволяла должным образом организовать транспортное движение. Проект перестройки центра Львова предусматривал существенные изменения уличной сети в центральной части города и придания ей четкой иерархической структуры.
Существующие главные радиальные улицы (современные улицы Шевченко, Городецкая, Степана Бандеры, Коперника, Зеленая, Лычаковское) сохраняли свое значение. В то же, время они должны были сойтись с новым проектируемым южным полукольцом.Новую кольцевую дорогу предполагалось сформировать из двух проезжих частей, разделенных зеленой полосой.
Основные перекрестки планировались на пересечении с Городоцкой (перед тогдашним костелом Св. Анны), с улицей Коперника, проспектом Шевченко, улицами Ивана Франко, Пекарской, Лычаковской. Большие площади предусматривались перед главным корпусом университета, перед Оссолинеумом и т.д

Планировка юго-западной части пригорода Львова, 1943 г.
Из приведенной проектной схемы видно, что особое композиционное значение придавалось площадям перед Оссолинеумом, на пересечении улиц Каличева гора, Мартовича, Поповича и на пересечении с проспектом Шевченко. С этих площадей намечалось сформировать видовые оси на новый комплекс «Короны города», то есть, на комплекс новых правительственных сооружений на Цитадели.
Из проектной схемы, также, видно, что в целом, главным транспортным направлением считался Запад-Восток. Также, можно полагать, что на схеме нанесены проектируемые линии застройки, свидетельствуют о необходимости снос значительного количества существующей тогда капитальной застройки вдоль улиц и перепланировка целых кварталов. Понятно, что экономические факторы здесь не принимали во внимание, поскольку в основном речь шла о создании архитектурного образа «нового немецкого Львова».

«Корона города», вид с Высокого замка, 1943 г.
Этот «новый» Львов должен был получить новый комплекс-доминанту на горе Цитадели. Тогдашние немецкие градостроители считали, что для формирования и закрепления новых акцентов и доминант в композиции города, необходимо создать новый архитектурно-ландшафтный ансамбль на холме Цитадели, учитывая определяющее общественное и пространственное значение этой территории.
Согласно концепции немецких урбанистов, на плато Цитадели, после устранения всех существующих сооружений создавалась большая площадь. Пространство площади должны были сформировать четыре монументальные здания: с северной стороны – здание Администрации дистрикта Галичина, с южной стороны – большой зал (дворец) сообщества, с западной и восточной сторон – дома национал-социалистического движения и вермахта (вооруженных сил).
Среднюю высоту застройки проектировали на 5-6 этажей, а ансамбли площади предусматривали две архитектурные доминанты общегородского значения вдвое большей высоты: башня здания администрации и колокольня зала сообщества.
Башня здания администрации должна была стать основной архитектурной доминантой центра города Львова. Также, проектировали новую, вероятно, самую большую в городе площадь. Новая площадь должна была занять пространство кварталов левой стороны улицы Коперника от площади Мицкевича к улице Словацкого. Здесь, планировали устранить квартала существующей застройки, в том числе Дворец Потоцких, зато, построить новый монументальный дом перед тогдашним Оссолинеумом, почти на месте современного Дворца искусств.
Новый дом должен был занять целый квартал между улицами Коперника и Цу дер Гоенгассе (сейчас, Чайковского). Основная композиционная ось проектируемого центрального городского ансамбля продолжалась южнее «новой городской короны» и охватывала территорию современного Парка культуры и отдыха. На территории парка проектировался монументальный трехъярусный амфитеатр, его архитектура несколько напоминала античные римские театры и цирки. Сценическая часть этого комплекса предусматривалась на месте современной площади перед входом в Парк культуры и отдыха с улицы Витовского.

Проектируемый амфитеатр с видом на «Корону города», 1943 г
Из вышесказанного понятно, что проектируемая в начале 1940-х годов перестройка центрального ансамбля Львова имела целью радикальное изменение архитектурного облика центра города. Обе новые площади по своим размерам превышали площадь Рынок почти вдвое, то есть, в центре создавались открытые площади другого, несвойственного львовскому историческому ансамблю, масштаба.
Речь шла о пространственном масштабе, проектировались новые площади-перекрестки, их размеры, также, были подчинены постулату «открытости» площадей и изменения тогдашних, то есть, сформированных исторически габаритов перекрестков в центре города. Здесь, требования создания удобных условий для интенсивного автомобильного движения сочетались с потребностями монументализации градостроительной и архитектурной композиции.
Пространство главной композиционной оси длиной почти 600 м. Должен был должным образом подчиняться башни-доминанте административного здания на Цитадели. В общем ансамбле центра города эта доминанта, пожалуй, могла бы быть более активной от основной на то время ландшафтной доминанты – кургана Высокого замка. Можно предположить, что в этом и заключался замысел немецких урбанистов, ведь недаром они считали новый ансамбль на Цитадели «городской короной».

Львов. Куб с чашей для факела 1942г., период нацистской оккупации. (Около Оперного театра)
Эти планы и проекты не были осуществлены: в июле 1944 немецкие оккупанты были изгнаны из Львова советскими войсками. Далее, почти 40 послевоенных лет территория Цитадели использовалась военными и и была искусственно изолирована от остального города. И только в 1980-х годах прошлого века снова вспомнили о потенциальных возможностях ее включения в структуру общегородского центра. Но это уже – совсем другая история.