Зачем нужны архитекторы?

Нельзя создать произведение архитектуры без знания основ искусства, понятий композиции, гармонии цветовых и пропорциональных отношений пространств, объемов, форм и плоскостей, ритмического построения деталей и множества других аспектов. Архитектурная деятельность входит в перечень творческих профессий, в отличие от инженерной. Вместе с тем, проектировать и строить без знаний инженерных дисциплин тоже нельзя. И не только инженерных. Исследования показывают, что архитекторы оперируют в работе факторами, влияющими на создание произведения, более 1200 наименований. Архитектор обязан знать диалектику природы и общества, но это не значит, что он должен быть философом или природоведом.
Обязан знать историю и теорию архитектуры, но не значит, что он должен быть искусствоведом. Знать инженерно-топографические, геологические, гидрогеологические и другие особенности грунтов и участков, на которых возводятся здания и сооружения, но это не обязывает его быть топографом или гидрогеологом. Знать статистические и демографические методы прогнозирования численности населения, но не обязан быть статистом и демографом. Знать законодательные и нормативные акты Украины, но не обязан быть юристом, адвокатом или правозащитником. Уметь рисовать, но не значит быть художником-графиком. Знать инженерные дисциплины, но не обязан быть инженером. Этот перечень можно продолжать достаточно долго.
Сравнительно недавно в обиход нашей жизни вошла профессия «дизайнер», что в переводе означает «проектировщик». Чаще всего его воспринимают как художника по конструированию автомобилей, машин, механизмов и оборудования, полиграфической продукции и рекламы, одежды, интерьеров, окружающей среды (а это уже элемент архитектуры). Как воспринимать такие словосочетания: архитектор-дизайнер (читай: архитектор-проектировщик, старший строитель-проектировщик); архитектор-художник (ст. строитель-художник); архитектор-инженер (ст. строитель-инженер, но тут уже потерялось творческое начало); архитектор-искусствовед; архитектор-дендролог; архитектор-гидрогеолог; архитектор-юрист; архитектор-экономист. Список можно продолжать. И, чем он становится больше, тем неестественней словосочетание.
У нас нет претензий к названию «архитектор», все к нему привыкли и воспринимают его как синоним слова и профессии – «зодчий», как в устном, так и письменном значении слова. И если словосочетание «инженер-старший строитель» не вызывает противоречий, то «зодчий-инженер» не воспринимается ни логикой, ни чувствами. Другое дело, если между перечисленными словами-понятиями, характеризующими сущность профессии, поставить запятую, то логика мышления восстанавливается. Все становится на свое место. И тут понятно, что обладатель названных профессий имеет их две или три.
Профессии архитектора, главного архитектора учреждения, главного архитектора проектов включены в государственный классификатор Украины (Классификатор профессий ДК 003-95). Профессия «инженер-архитектор» или «архитектор-строитель» в нем отсутствует. И не случайно. Но, важнее всего – другое. Какой деятельностью будет заниматься «архитектор-зодчий» и какими знаниями и навыками он должен в связи с этим обладать? Вряд ли нужно доказывать, что он обязан иметь хороший эстетический вкус, видеть гармоничное сочетание пропорций пространств, объемов и плоскостей, их цветовые отношения; знать основы истории искусств, теории архитектуры и градостроительства; понимать развитие природы и общества; ценить культуру национальных традиций и т. п., чтобы обеспечить создание высоких качеств объектов строительства, вписывающих в понятия произведения архитектуры, градостроительства, дизайна – т. е. искусства. Основные качества архитектурного произведения: польза, прочность, красота – остаются незыблемыми.
А чтобы творение архитектуры ненароком не обрушилось, автор должен обеспечить его устойчивость и надежность, что достигается знаниями инженерных дисциплин и соблюдением действующих норм и стандартов, разработанных на основе многовекового опыта в строительной деятельности, с учетом дотошного анализа причин обрушений, аварий и гибели при этом человеческих жизней.
Основы тех и других знаний и умений архитектор-зодчий получает не только в ВУЗе, но и в детском саду, в средней и специализированной школе, подготовительных курсах, в художественном училище или техникуме. Одержимый выпускник ВУЗа продолжает углублять свои знания на практической работе, в аспирантуре, участвует в конкурсах, смотрах, конференциях и т. д. Процесс познаний бесконечен.
Окончание следует
Проф. И.Н.Гаврилов