Русское градостроительство XVIII и начала XIX века.

Русское градостроительство меньше всего испытало на себе влияние Ренессанса и барокко. Оно шло по самобытному пути своего развития. До Петровского периода основное организующее архитектурное начало в русском градостроительстве оставалось за кремлями и монастырями.

Особо большое значение имели работы при Иване III по перестройке Московского Кремля, после которой Московский Кремль становится ни с чем несравнимым памятником русского градостроительства.

В петровский период, в результате военного, экономического и куль­турного подъема России и установления Петром I тесных связей с За­падной Европой, произошел решительный перелом в русском градо­строительстве. Все свое внимание и энергию Петр I перенес на Петербург, задумав создать на берегу Балтийского моря новую столицу могущественной России по строгим и регулярным градострои­тельным принципам.

В Петербурге был закрещен старый «усадебный» способ застройки кварталов и вменялось в обязанность строить дома фасадами на улицу, по «красным линиям», намеченным вехами. Почти все улицы в петровском Петербурге получили прямолинейное направление и не­виданную еще в России ширину (20-25 м и более).

Производилась мас­совая застройка их образцовыми домами для «подлых», «зажиточных» и «именных» людей, а перспективы улиц, как правило, замыкались высокими церквями и башнями с тонкими золоченными стре­лами шпилей. В петровское время началось мощение петербургских улиц (камнем и сваями), а с 1723 г. было введено освещение города фонарями.

Однако, несмотря на эти мероприятия, Петербург строился без плана. Только в 1717 г. Леблон составил генеральный план Петербурга в ви­де большого овала с центром на Васильевском острове. Проект Леблона воскрешал схемы идеальных городов эпохи Возрождения. Не будучи осуществленным, он все же оказал положительное влияние на плани­ровку Петербурга и на русское градостроительство в целом.

С 20-х годов XVIII в. учреждаются так наз. «Канцелярии», затем и «Комиссии строений» для Петербурга, а потом и для Москвы. Комиссия строений (в которой работали Еропкин, Коробов и Земцов) закончила строительство лучевых проспектов Петербурга: Невского, Вознесенского и Гороховой улицы.

Одновремен­но с планировкой Петербурга Мичурин составил проект урегулиро­вания плана Москвы (1739 г.).

В екатерининский период, когда во главе Комиссии строений поставлен был И. И. Бецкий, разрабатыва­лись планы провинциальных городов. Кладя в осно­ву городского плана то три лучеобразно расходящихся магистрали (Тверь, Одоев и др.), то веер, составленный из нескольких прямолинейных улиц (Богородицк, Кострома и др.), то прямоугольную планировочную систему (Одесса, Богородск и др.), безымянные, но не­редко талантливые планировщики умели выделять городской центр, ста­рые архитектурные памятники и хорошо располагать площади.

Позднее, в николаевское время искусство планировки начало падать, появились шаблонные прямоугольные сетки улиц с монотонными, пу­стынными площадями (Ростов-на-Дону и другие города).

XVIII п. и начало XIX п. отмечены становлением и расцветом национального русского зодчества, по своей силе намного превышающего архитектуру Запада того времени. Вслед за барокко I половины XVIII в. в России расцвело барокко Растрелли, украсив­шее многие русские города прекрасными дворцами и соборами.

По­ворот к классицизму, произошедший в 60-х годах XVIII в., выразился п постройках Деламота, Фельтена, Ринальди и других масте­ров – в Петербурге, Казакова и Баженова – в Москве и в разных городах России.

Мастерам русского классицизма принадлежит заслуга в создании замечательных ансамблей улиц, площадей и городских центров в Рос­сии. Построив Биржу в 1805-1816 гг., Томон, тем самым, завершил архитектурный центр Петербурга, слагавшийся в те­чение столетия.

Вслед за этим Захаров и Росси оформили си­стему площадей у Адмиралтейства, Сената и Зимнего дворца. В 20-х и 30-х годах, руководя планировкой и застройкой Петербурга, Росси по­строил Театральную улицу, площадь Чернышева и площадь перед Александринским театром.

В Москве после пожара 1812 г. Бове оформил Театральную площадь, Красную площадь (купольным зданием Торговых рядов).

В это время в Москве возникали новые заставы и множество особняков. Как и в Петербурге, преобладающим стилем Мо­сквы явился ампир, но если петербургский ампир подчинялся строгому образу военной столицы, то в московских особняках он приоб­рел теплоту и интимность.

За XVIII в. и в первую треть XIX в. в силуэте русского города высо­кие шпилеобразные церкви и башни петровского времени были допол­нены сложными по рисунку куполами Растрелли и полуциркульными куполами классицизма. В городах проводилось строгое регули­рование высоты рядовой застройки; в результате башни и купола получили выгодные контрасты с прямолинейными гори­зонталями карнизов.